Речь пойдет о замене подшипника на машине 1978 года выпуска. Ступичный узел старого
образца (до 81 года) можно отличить по следующим признакам:
- По выступающей за чашку ступицы гайку приводного вала – в новой ступице гайка
утоплена в чашку и иногда закрыта колпачком.
- При снятом колесе смотрим на способ крепления тормозного диска - в старом
варианте тормозной диск приклёпан к ступице, а в новом – привинчен винтами с
крестовыми шлицами.
- В моделях последних годов выпуска изменена конструкция ступицы, сделана, видимо,
ближе к 900, ступичные подшипники и приводные валы имеют другие диаметры и можно
подобрать отечественный аналог ступичного подшипника (возможно от Москвича 2141).
Последовательность действий следующая:
-
Пока машина стоит на колёсах, отвинчиваем гайку приводного вала. Для этого
сначала нужно отогнуть закерненный ободок гайки. Гайка завинчена очень сильно,
открутить её обычной головкой из шоферского набора даже и не пытайтесь. Я купил
большую головку на 32 от грузовика и использовал в качестве воротка метровый
ломик. Под колесо подкладываем башмак. Будет легче, если кто-нибудь подержит
руль в удобном положении. Гайку отвинчиваем до конца. Зубилом или отверткой
поддеваем и снимаем коническую шайбу.
- Ослабляем гайки колеса, домкратим машину, снимаем колесо.
- Снимаем тормозные колодки, отсоединяем трос ручника.
- Отвинчиваем болты крепления суппорта, предварительно отогнув контрящие
пластинки. Снимаем суппорт и прицепляем его проволочиной к пружине подвески.
Тормозной гидравлический шланг отсоединять не надо.
- Берём большой крепкий трёхлапый съемник и снимаем тормозной диск. На
цилиндрической поверхности диска есть специальная канавка под лапы съёмника.
- Выпрессовываем наконечник рулевой тяги, отвинтив гайку.
- Отвинчиваем 4 гайки крепления шаровых опор к рычагам подвески. Вынимаем болты.
Если они не вынимаются можно немного поддомкратить нижний рычаг.
- Ослабляем большой хомут пыльника внутреннего шарнира и вытаскиваем ступицу
вместе с приводным валом. Внутренний трехшиповой шарнир оборачиваем чистой
газетой, целлофановым мешком и завязываем чем-нибудь, чтобы не попадала грязь и
не рассыпались игольчатые подшипники шарнира.
- Снимаем большой хомут пыльника наружного шарнира.
- Берём в руки вал ступицей вниз и ударяем хвостовиком вала об пол, обязательно
подложив какую-нибудь доску, чтобы не повредить его. При этом ступица вместе с
подшипником должна слезать с вала. Полезно брызнуть на вал жидкий ключ.
- Снимаем стопорное кольцо, фиксирующее подшипник.
- Переворачиваем ступицу, кладем на доску и через подходящую металлическую чушку
выколачиваем старый подшипник из ступицы. Используем жидкий ключ. Молоток
лучше взять побольше. Когда подшипник упрется в доску, зовём добровольца,
который будет держать ступицу в руках. Выколачиваем подшипник до конца.
Очищаем посадочную поверхность ступицы и слегка смазываем графитной смазкой.
- Берём новый подшипник, Полезно перед запрессовкой подержать его в морозильнике –
так будет легче входить. Направляем его без перекоса на место. Подыскиваем трубу
такого диаметра, чтобы она могла упираться во внешнюю обойму подшипника, и
несильными ударами заколачиваем подшипник на место. Я использовал вместо трубы
обойму старого подшипника, который рассыпался после извлечения. Ни в коем случае
нельзя стучать по внутренней обойме - при этом подшипник разрушается
- Ставим стопорное кольцо.
- Одеваем ступицу на вал, можно несильно стучать валом об пол, подложив доску.
Закрепляем хомут пыльника. Полезно почистить и смазать ШРУС смазкой канавку в
ступице, в которую заходит ободок пыльника.
- Ставим всё на место в обратном порядке. Когда машина будет на колёсах, затягиваем
гайку приводного вала посильнее. Если гайка будет недотянута подшипник проживет
1-2 тыс км. Закерниваем ободок гайки в проточке на валу.
Подшипник передней ступицы на машинах до 82 года имеет ширину, наружный диаметр и
внутренний диаметр 37х72х35 мм соответственно. Отечественных аналогов мне найти не
удалось. Наиболее близок по размеру подшипник от «Москвича - 2141». Его размеры:
37х72х37 Чтобы скомпенсировать разность диаметров вытачивается втулка из хорошей
стали, например сталь45 или сталь 50 длиной 34 мм внутренним диаметром 35 и наружным
37 мм. Втулка сажается на вал «на горячую» с большим натягом, затем вместе с валом
зажимается в патрон и обрабатывается в чистовую. Подшипник на втулку должен
одеваться с небольшим натягом.
На фотографии хороша видна эта втулка:
Отечественные подшипники часто на заводе обделяют смазкой, поэтому берём
медицинский шприц со ШРУС смазкой, одеваем на его носик кембрик, и раздвинув
пальцами внутренние обоймы подшипника выдавливаем туда смазку. Сжимаем обоймы,
проворачиваем подшипник, повторяем операцию. Так до тех пор, пока смазка не
покажется через уплотнения снаружи подшипника.
Кстати, для ступиц после 82-го года «москвичовский» подшипник подходит без каких-либо
доработок деталей.
В качестве пыльника внутреннего шарнира подходят пыльники от наружного шарнира
«Нивы».