..:: SAAB FAQ :: Истории и СААБайки :: У тролля в шляпе ::..

или паломничество на родину Сааба

Швеция - страна тысяч озер, вековых елей, растущих на покрытых мхом скалах, страна, где, подняв голову вверх, можно увидеть летящего Карлссона или стаю гусей, уносящих Нильса в очередное путешествие, а по лесам свободно гуляют непуганые лоси, олени и тролли, периодически выходя на местные дороги. Где водятся шведские тролли? Для ответа на этот вопрос достаточно лишь взглянуть на карту - где же еще, как не в городке Тролльхэттане на юго-западе Швеции, название которого можно перевести как "шляпа тролля". Об этом, как и о других местных достопримечательностях, вам расскажут в местном туристическом информационном центре, расположившемся недалеко от городского центра. Там же можно взять бесплатную карту города. Заранее более подробную информацию о городе можно получить на сайте городского муниципалитета www.trollhattan.se

Сам городок, хоть и небольшой по нашим меркам (всего-то 53.000 человек, расположившихся на 411 кв. км. площади), но очень красивый, - не даром более половины всех шведских кинофильмов снимается именно там. Можно с уверенностью назвать Тролльхэттан шведским Голливудом. Город также славится своими обширными парками, каналами и шлюзами, самые старые из которых построены в 1800 году.

Но настоящую всемирную известность город получил по другой причине - в Тролльхэттане находится головное предприятие компании Saab Automobile AB. Посему Тролльхэттан - "святое место" для всякого саабера, истинный саабер мечтает совершить туда хадж, подобно мусульманину в Мекку.

Боевой и трудовой путь

Если вы приехали в Тролльхэттан, прежде всего, чтобы пройтись по "саабским местам", начать путешествие лучше с Музея Saab, который находится прямо напротив туристического информационного центра в бывшем фабричном здании. В этом здании выпускались первые шведские боевые самолеты, а с 1952 г. и автомобили. Вообще саабовцы гордятся своим авиационным прошлым и бережно относятся к своему наследию - в самом центре музея, возвышаясь над модельным рядом автомобилей, стоит боевой истребитель Saab-91, выпускавшийся в годы II Мировой войны.

В музее представлены все автомобили, которые когда-либо выпускал Saab, а также некоторые концепты. Основная экспозиция разделена на 2 части: одна посвящена машинам прошлых лет выпуска, другая - современным моделям. К машинам можно подойти, сфотографироваться, но трогать и открывать их запрещено. Из "жемчужин" коллекции можно выделить первый автомобильный прототип Saab-9001, созданный в 1947 г. В том же зале представлен один из последних концепт-каров: Saab 9-X, который, по заверениям заводских специалистов, призван продемонстрировать направление автомобильного дизайна будущих моделей фирмы. Помимо автомобилей в зале стоит мотор с изменяемыми фазами газораспределения - одна из сравнительно недавних разработок специалистов Saab.

В отдельном зале демонстрируется история участия автомобилей марки Saab в различных ралли и других соревнованиях. Здесь бок о бок стоят как серийные автомобили, специально подготовленные для соревнований, так и специально созданные для гонок образцы. В другом зале на втором этаже можно узнать о рекордах скорости, поставленных автомобилями Saab 900 и 9000 на американской трассе Талладега, и можно увидеть сами автомобили, принимавшие участие в этих заездах.

В кинозале на первом этаже музея постоянно демонстрируется документальный фильм об истории автомобилей Saab.

Помимо осмотра экспозиции, в музее можно приобрести сувениры, связанные с маркой Saab из серии Saab Expressions: открытки, значки, часы, масштабные модели, и многое другое.

Стоимость входного билета - 20 шведских крон (примерно 60 руб.), что весьма недорого по шведским меркам, за фото- и видеосъемку никакой отдельной платы не взимается. Музей работает с 8 июня по 18 августа с 10.00 до 18.00 без выходных, а в другое время - с 11.00 до 16.00 с выходным в понедельник.

Там, где они рождаются

Следующая остановка - завод Saab. Экскурсия на завод бесплатная, начало в 12.30, продолжительность - 1,5 часа. Экскурсия организована музеем Saab и проводится во все дни, кроме выходных и понедельника. Следует обратить внимание, что экскурсию необходимо заказывать заранее. Легче всего это сделать через Интернет на официальном сайте Saab: www.saab.com При заказе экскурсии надо уточнить количество человек и попросить провести ее на английском - иначе вы будете полтора часа упражняться в шведском.

Завод находится на некотором удалении от музея, на окраине города. Если вы едете туда на машине, следуйте указателям "Saab Huvudporten", которые приведут вас на главную проходную завода, откуда и стартует экскурсия. В отличие от музея, любая съемка на территории завода категорически запрещена, поэтому камеры лучше либо оставить в машине, либо сдать вахтеру на проходной.

Экскурсия начинается в самом здании проходной, в специальном зале, где представитель компании рассказывает об истории компании, ее структуре и о выпускаемых моделях. Сам завод в Тролльхэттане - это головное предприятие, где изготовляются кузова, осуществляется покраска, сборка и тестирование машин. Двигатели, трансмиссия, и другие детали выпускаются на других заводах компании. Кроме завода в Тролльхэттане, сборка автомобилей также осуществляется на предприятии Valmet в Финляндии, где также собирают некоторые модели Porsche, и где раньше собирали Ладу для западноевропейского рынка.

После небольшой лекции все экскурсанты грузятся в вагончики, прицепленные к электрокару, и экскурсия по заводу начинается. Первый цех, куда попадают экскурсанты - прессовочный. На въезде в цех стоят огромные рулоны металла, из которых выштамповываются кузовные детали, а на выезде - полки с готовыми деталями.

Сам прессовочный цех сравнительно новый, построен в 2000 г. и считается одним из лучших в Европе. Первое, что поражает, когда оказываешься в цехе - почти полная тишина. Огромные прессы заключены в плексигласовые шумопоглощающие саркофаги. Практически, все процессы в цехе автоматизированы, за работой прессов следят несколько операторов. Также поражает чистота пола: пол во всех цехах покрыт белой краской и блестит в свете прожекторов. По утверждению самих саабовцев, можно уронить на пол бутерброд, и продолжать его есть без вреда для здоровья. ЗЗатем электрокар, везет экскурсантов в цех сварки. Перед въездом в цех экскурсовод просит всех надеть специальные защитные очки, которые находятся в кармашках напротив сидений. Почти все сварочные процессы также автоматизированы, вручную свариваются только труднодоступные для роботов точки.

Минуя окрасочный цех, экскурсанты попадают на главный конвейер, где на параллельных нитках собирают Saab 9-5 и новый Saab 9-3 SportSedan. Тут же, в ожидании отправки в Финляндию, стоят окрашенные корпуса предыдущей модели 9-3 - ее сборку перенесли на завод Valmet. К сожалению, нам не показали процесс "женитьбы" - соединение корпуса и двигателя с трансмиссией в одно целое, зато, всю остальную сборку можно было проследить в деталях. На главном конвейере больше ручного труда, чем в других цехах: детали салона автомобиля крепятся, в основном, вручную, но доставляются специальными роботами со склада. Примечательно, что линии доставки деталей до рабочих постов, и даже корпусов автомобилей, проложены под потолком сборочного цеха. Стекла вклеивает специальный автомат. После вклейки стекол на лобовое стекло вешается спецификация данного автомобиля - машины различных комплектаций собираются на одной нитке конвейера. Поразило большое количество машин с правым рулем - Великобритания является одним из основных рынков сбыта автомобилей Saab.

Дальше - пост корректировки фар и "госприемка" - контрольный пост, на котором автомобилям дают путевку в жизнь. После небольшого испытательного заезда по заводскому автодрому, автомобили отправляются в салоны дилеров по всему миру.

Все, виденные нами корпуса, являются либо новыми, либо сильно модернизированными за последние 2-3 года. За это время Saab провел обширную программу модернизации производства, вложив в завод 4,5 миллиарда шведских крон. Перед Saab стоит непростая задача - довести производство и сбыт автомобилей до 200000 - 250000 за десять лет. Одним из важных шагов в достижении этой цели, по мнению саабовского руководства, является выпуск нового автомобиля Saab 9-3 SportSedan.

Птица-тройка

"Испытай новый Saab 9-3!" - призывает по шведскому телевидению рекламный ролик, созданный Люком Бессоном. А почему бы и нет? И вот, мы делаем следующую, последнюю, остановку в салоне официального дилера Saab - в фирме ANA Trollhattan. Там нас рады видеть - ведь мы же потенциальные покупатели! - и без лишних формальностей, в обмен на права, вручают нам на час ключ от новенькой машины в комплектации Vector со 175-сильным мотором и ручной пятиступенчатой коробкой скоростей. Это самая мощная из линейки 9-3, которая сейчас имеется в продаже - более мощная версия 9-3 Aero c 210 лошадями под капотом и ручной шестиступенчатой коробкой появится в салонах шведских дилеров только в январе 2003 года. Все версии также доступны с автоматом.

Собственно, то, что нам вручили, ключом в общепринятом понимании, назвать сложно. Скорее, это небольшой пластмассовый штырек - ключ электронный. На бортах машины, предназначенной для тест-драйва, нарисован улыбающийся человечек за рулем - маркетинговая находка Saab, призванная наглядно продемонстрировать фирменный слоган: "Удовольствие от вождения". Дизайн автомобиля - стремительный, агрессивный, не оставляет ни тени сомнения, что перед нами настоящий Saab. При этом даже при первом взгляде не остается никаких сомнений, кто ее основной конкурент - в линиях кузова явно прослеживается некоторое сходство с BMW 3-й серии. Открываем двери и погружаемся в салон. Салон у этой модификации кожаный, с алюминиевыми вставками. Регулировки сидений - автоматические, с памятью. Сиденье можно не только подвинуть и поднять-опустить, но и изменить угол наклона.

Замок зажигания находится, конечно же, по-саабовски, между сиденьями. Вставляем импровизированный ключ в замок, включаем зажигание и выезжаем на улицы города. Поскольку дело происходит в сентябре, еще до официального начала продаж нового 9-3 в России, приятно осознавать, что мы, может быть - первые россияне, тестирующие эту машину, не считая журналистов.

Не спеша выезжаем из города - к новой машине надо немного привыкнуть. Но привыкать долго не требуется - четкий отклик на педаль газа, хорошие тормоза и отличная, сухая дорога перед нами настраивают на быструю езду. Прав, прав был Николай Васильевич, однажды воскликнувший: "Какой русский не любит быстрой езды!" Вот и мы - не исключение. Перед нами - свободный участок дороги, в динамиках - группа Rammstein, а на спидометре - уверенно ползущая уже с низких оборотов вверх стрелка. 100 км/час машина набирает за 8,5 секунд, дальше разгон продолжается не менее уверенно. Конечно, это не Феррари, но для нормального, "не безбашенного", водителя этого вполне хватает. Вот где оно, удовольствие от вождения! На спидометре 220, но пора тормозить - впереди показалась и стала стремительно приближаться корма попутной машины. Тормоза, оборудованные ABS, работают четко, без нареканий, машина не теряет устойчивости. Вообще новый 9-3 является образцом хваленой шведской безопасности - помимо различных систем: TCS, ESP, ABS, EBD, MBA и CBC, подушек и штор безопасности, автомобиль оборудован фирменными подголовниками SAHR второго поколения, защищающими шею от переломов при столкновении. Однако, лучше довериться разработчикам и самостоятельно эти системы не тестировать…

После "разогрева" на 9-3 берем 9-5 Aero, благо, заранее забронировали машину на сайте фирмы www.anatrollhattan.com (и правильно сделали - машину специально для нас откуда-то пригнали, и затем тут же увезли обратно). Вся честная компания горела желанием "сделать" 250 км/час, но, увы, обилие попутных машин на этот раз не позволило нам разогнаться больше 200. Но разгон, а особенно тормоза приятно удивили (иначе, мы неприятно удивили бы водителя впереди идущей машины).

Наконец, вволю накатавшись, мы возвращаем машину дилеру и, довольные, едем дальше. У нас еще есть время, чтобы осмотреть другие достопримечательности…

Griffin

сентябрь-октябрь 2002 г.