..:: SAAB FAQ :: Общие вопросы :: Ремонт редуктора фароочистителя автомобилей SAAB 9000, 9-5 ::..
Что нам понадобится:
- Жидкая проникающая смазка типа WD-40 или BT-100
- Консистентная синтетическая смазка, не густеющая при зимних температурах. Красный Mobil - идеально подходит. В принципе, возможно применение силиконовой смазки.
- Инструмент - все, что нужно, есть в швейцарском армейском ноже. Самое главное - пассатижи с узкими и цепкими губками.
- Набор надфилей
- Жесткий ластик
- Спички, вата, тряпки, бумажные полотенца
- Уайт-спирит
- Источник постоянного тока 12 вольт, провода.
Как правило, все проблемы сводятся либо к неисправности электромотора, либо к чистке/удалению термистора. В любом случае, перед разборкой редуктора следует подключить его к источнику питания и посмотреть, что, собственно, не работает. В 99% случаев вал начинает вращение, но почти сразу останавливается в произвольном положении. Реже встречаются случаи, когда все работает, но останов щетки происходит некорректно, в неправильном положении. Экзотический случай - когда мотор вообще не останавливается.
Чтобы проверить работу, следует на черный провод завести (-), на красный (+). Для запуска мотора подать на желтый провод кратковременный (+) импульс, до характерного щелчка контактов внутри редуктора.
Разборка редуктора
Широкой плоской отверткой расцепить защелки крышки редуктора. ВНИМАНИЕ - если редуктор до этого не разбирался, то надо острым ножом срезать пластиковые выступы на защелках, предохраняющие от отщелкивания.
Снимаем крышку и видим следующую картину:
До предела выдвигаем вал с малой шестеренкой (можно его вынуть вообще, если все с него снять), снимаем пластиковую направляющую (коричневую) и шатун.
ВНИМАНИЕ! Если мотор хоть как-то работал и остановился в правильном положении, нужно запомнить (зарисовать) положение оранжевой шестерни (той, что с отверстием для шатуна). Это облегчит обратную сборку.
После этого можно вынуть обе большие пластиковые шестерни. Маленькую пластиковую шестеренку без необходимости трогать не надо. Оценить состояние смазки, если в ней песок или грязь, необходимо ее заменить на красный Mobil. Тогда уже придется все вынимать и мыть. Однако, замена смазки требуется сравнительно редко.
Теперь можно проверить работу мотора. Подаем (+) на желтый провод. Мотор должен хоть как-то заработать, хотя бы дернуться.
Самые тонкие места - мотор и термистор
Обслуживание термистора
Термистор находится под электромотором, вынуть его можно пинцетом. Он представляет собой квадратную пластинку с металлизированными плоскостями.
Зачищаем термистор жестким ластиком, обе стороны.
Проверить термистор можно, включив его последовательно с заведомо исправным мотором. Термистор не должен сильно нагреваться и вызывать снижение оборотов мотора. Если чистка не помогла, то термистор надо либо заменить, либо удалить (заменить на перемычку, замкнуть контакты держателя под электромотором).
ВНИМАНИЕ! При удалении термистора следует помнить, что этим снижается степень электрической защиты цепи. Без термистора КЗ в проводке фароочистителя либо в электромоторе вызовет сгорание предохранителей F7 и F8 и может привести к выходу из строя диода, входящего в состав фароочистителя. Поэтому удаление термистора - вынужденная, крайняя и нежелательная мера, и производится Вами на свой страх и риск.
Обслуживание электромотора
Извлекаем мотор из корпуса редуктора, снимаем подшипник и червяк. Узкими плоскогубцами отгибаем лепестки, фиксирующие крышку мотора (на фото справа и слева)
Разбираем мотор (не потеряйте текстолитовую шайбу)
Якорь обычно выглядит так:
Надо почистить коллектор - смыть грязь уайт-спиритом, зачистить контакты жестким ластиком, вычистить грязь в промежутках между контактными пластинами:
Потом необходимо почистить щеточный узел. Смыть грязь, зачистить угольные щетки тонким надфилем, убрать угольную крошку.
Смазать подшипники проникающей смазкой, собрать мотор. Лепестки загибать обратно необязательно. Проверить работу мотора. Некоторое время может щетки могут искрить, надо дать им приработаться. Мотор должен работать мощно, обороты не должны плавать.
ВНИМАНИЕ! При установке мотора не перепутайте полярность контактов. Надпись на корпусе мотора должна быть сверху.
После установки мотора в корпус имеет смысл еще раз проверить его работу. Подразумевается, что к этому моменту термистор уже либо почищен, либо удален. Подаем напряжение на желтый провод, мотор должен включиться. Если этого не происходит, значит либо неисправен диод, либо обрыв в проводке. В моей практике ни разу не было проблем с диодом, так что мне трудно тут что-то посоветовать. Насколько я знаю, диод залит компаундом на верхней части крышки корпуса. Если он неисправен, видимо, следует пустить проводку в обход, либо пытаться удалить компаунд и добраться до диода. Диод я бы заменил на Шоттки, ампер на 5.
Обратная сборка
Самое важное - правильная установка верхней большой пластиковой шестерни. Принцип работы такой - на внешней стороне большой шестерни есть некоторое количество зубцов, которые цепляют маленькую белую шестеренку. Маленькая шестеренка, в свою очередь, управляет контактом прерывателя, отключая мотор после цикла работы.
Если шестерню установить неправильно, щетка очистителя будет останавливаться в конце цикла не в крайнем положении, а посередине. Кроме того, длительность включающего импульса (желтый провод) может оказаться слишком большой. Поскольку описать точную методику выставления правильного положения шестерни довольно затруднительно, я предлагаю читателю найти это положение экспериментальным путем, благо это не очень сложно. Очевидно, что крайние положения щетки фароочистителя соответствуют максимальному и минимальному расстоянию между точкой крепления шатуна и маленькой черной шестеренкой на валу (см. второй рисунок в статье). Т.е. линия, нанесенная на большую пластиковую шестеренку, должна быть близка к вертикальной. Тонкая настройка сводится к перестановке большой шестерни на зуб вперед-назад, пока не будет достигнуто четкое замыкание контакта прерывателя при минимальной длительности управляющего импульса на желтом проводе.
В некоторых запущенных случаях приходится подгибать контакты прерывателя, находящиеся под маленькой белой шестеренкой. Делать это надо весьма осторожно и аккуратно.
После окончательной сборки постарайтесь как следует защелкнуть крышку и для страховки зафиксируйте ее пластиковыми хомутами или изолентой. После этого можно еще раз проверить работу фароочистителя в целом и, если все в порядке, ставить его на автомобиль.
©Юрий Николаев aka Irod, irod@aton.ru
SAAB 9000 2.3T(ex-lpt) M98
26.09.2005
|