..:: SAAB FAQ :: Общие вопросы :: Руководство по ремонту систем впрыска топлива ::..
оглавление/ назад/ вперед
Если вы решили заняться обслуживанием и ремонтом систем впрыска топлива, тогда
эта книга для вас.
Применение систем впрыска топлива вместо обычного карбюратора - это новый этап
в развитии автомобильной техники. Системы питания бензиновых двигателей с впрыском
топлива, при многих своих преимуществах, намного сложнее и дороже карбюраторных.
Соответственно дороже их обслуживание и ремонт. Для того, чтобы самому разобраться
в неисправностях или, по крайней мере, выяснить, что же именно отказало, необходимо,
как минимум, знание принципа действия и устройства системы впрыска.
В последнее время появились многочисленные руководства по ремонту иномарок.
При всей их полезности, на наш взгляд им присущи два недостатка. О системах
впрыска там написано очень кратко, а цена этих книг - немалая. В других книгах,
более дешевых, о системе впрыска, кроме упоминания о ее установке, больше вообще
ничего не сказано.
При ремонте систем впрыска необходимо помнить два основных правила. Первое
- необходима "стерильная" чистота, иначе любое вмешательство только
увеличит число проблем. Второе - очень внимательно нужно отнестись к затяжке
и контролю герметичности всех соединений, в противном случае, как показывает
практика, дело может закончиться пожаром.
При пользовании книгой следует обратить внимание на применяемую терминологию.
В литературе по системам впрыска топлива часто можно встретиться с явлением,
получившим название "неустоявшаяся терминология", что еще более затрудняет
и без того непростой процесс ознакомления с устройством систем впрыска.
Часто один и тот же элемент систем впрыска имеет несколько названий, в которых
отражается назначение, конструкция, форма и т.п. В этом случае, можно сказать,
для различных названий есть какие-то основания. Но бывают и совершенно необоснованные
случаи связанные с переводом. Характерный пример, немецкое слово Schlitz (шлиц)
означает: щель, зазор, прорезь, паз, окно (в цилиндре), замок (в кольце). Если
отверстия (окна) во втулке (гильзе) гидрораспределителя назвать шлицами, а саму
втулку шлицевой, то смысл полностью искажается.
Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся названия некоторых элементов систем
впрыска и кратко сообщается об их назначении.
1. Дозатор, дозатор-распределитель, регулятор состава и количества рабочей
смеси. Устройство объединяет расходомер воздуха (трубка Вентури) и регулятор
(гидрораспределитель) количества топлива (см. рис. 2, 6).
2. Регулятор управляющего давления, регулятор подогрева, регулятор противодавления,
регулятор прогрева на холостом ходу, корректор подогрева, регулятор управления.
Назначение - воздействие на плунжер распределителя с целью обогащения или обеднения
рабочей смеси (см. рис. 9, 10).
3. Дифференциальный клапан, клапан дифференциального давления, клапан перепада
давления (лат. differentia - разность, перепад, разделение, деление). Клапан
разделенный гибкой диафрагмой, прогиб которой определяется разностью давлений
под и над ней. Прогибом диафрагмы изменяется пропускная способность клапана
(см. рис. 6, 7).
4. Пусковая электромагнитная форсунка, пусковая форсунка, пусковой топливный
клапан с электромагнитным управлением, пусковой клапан. Форсунка (англ, force
- нагнетание, впрыск) или инжектор (фр. injecteur от лат. injicere - бросать,
нагнетать, впрыскивать внутрь чего-либо) работающая при пуске холодного двигателя
(см. рис. 4).
5. Рабочая форсунка, форсунка впрыска, клапанная форсунка, инжектор. Форсунка,
установленная непосредственно перед впускным клапаном, управляется электромагнитом
или подводимым давлением топлива (см. рис. 2,13).
6. Регулятор давления питания, регулятор давления топлива в системе, регулятор
смеси, регулятор давления подачи топлива. Регулятор поддерживает постоянным
давление в системе впрыска за насосом (см. рис. 6, 8).
7. Датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик температуры двигателя. При
нагреве изменяется его сопротивление (см. рис. 27).
8. Термореле, тепловое реле времени, реле пуска холодного двигателя, термоэлектрический
выключатель, термореле с выдержкой времени. При его нагреве происходит размыкание
контактов (см. рис. 11).
9. Клапан добавочного воздуха, клапан дополнительной подачи воздуха, золотник
добавочного воздуха, золотниковый клапан добавочного воздуха, клапан дополнительной
воздушной заслонки, клапан перепуска воздуха, поворотный регулятор холостого
хода, регулятор холостого хода с электромагнитным клапаном. Клапан в воздушном
канале, параллельном дроссельной заслонке, используется при холостом ходе, сечение
может перекрываться специальным винтом ("винт количест-ва"), (см.
рис. 2, 12, 35, 42, 48).
10. Регулировочный винт холостого хода, винт перепускного канала, винт количества
смеси холостого хода, (см. п. 9).
11. Датчик положения дроссельной заслонки, датчик дроссельной заслонки, реостатный
датчик дроссельной заслонки, выключатель дроссельной заслонки, потенциометр
дроссельной заслонки, выключатель положения дроссельной за-слонки, концевой
выключатель дроссельной заслонки, датчик углового перемещения (поворота) дроссельной
заслонки. Датчик может быть контактный или с плавным изменением сопротивления.
Может подавать сигнал только о двух режимах работы двигателя (холостой ход
и полная нагрузка) или сообщать о текущем положении дроссельной заслонки. Есть
датчики информирующие об угловой скорости поворота дроссельной заслонки (см.
рис. 44, 51).
12. Контроллер, электронный блок управления, микроЭВМ, микропроцессор, компьютер
(см. рис. 50).
13. Регулятор холостого хода. Разновидность регулятора дана в п. 9, другая представляет
собой устройство с шаговым электродвигателем вращающим ось дроссельной заслонки
(см. рис. 51, 53).
14. Лямбда-зонд, l-зонд, регулятор "Лямбда", датчик кислорода, кислородный
датчик, датчик концентрации кислорода в отработавших газах. l-коэффициент концентрации
кислорода в отработавших газах. Датчик используется с нейтрализатором и без
него. В последнем случае, например, оптимизируется состав рабочей смеси.
15. Возвратный топливный клапан, клапан вентиляции. Клапан с электромагнитным
управлением предназначен для вентиляции топливного бака. Пары топлива из бака
через адсорбер поступают во впускной трубопровод (см. рис. 51, 53).
16. ОТ - (нем.) oberer Totpunkt - верхняя мертвая точка (ВМТ), UT - (нем.) unterer
Totpunkt - нижняя мертвая точка (НМТ).
17. ROZ - Research - Oktanzahl октановое число, определенное по исследовательскому
методу, MOZ - Motor-Oktanzahl - октановое число, определенное по моторному
методу. Например, бензин марки "Супер" без соединений свинца имеет
по стандарту Германии обозначение 95 ROZ/85 MOZ, октановое число по исследовательскому
методу не менее 95, по моторному - не менее 85. Бензин примерно соответствует
нашему АИ-95/А-86 (точнее АИ-93...93,7; А-85...86,5). SOZ -Strassenoktanzahl
- октановое число, определенное по дорожному методу.
18. TD - (нем.) Tourendaten - параметры (данные, информация) вращения, датчик
частоты вращения (числа оборотов).
19. Для измерения температуры используются градусы Цельсия (°С), Кельвина (°К)
и Фаренгейта (Т).
а) Переход от градусов °С к °К и наоборот:
°С=°К - 273,16; °К=°С+273,16°;
°С=273,16°К; 20°С=293,16 °К
б) Взаимосвязь °С и °F:
°C |
-40 |
-30 |
-20 |
-10 |
0 |
+10 |
+20 |
+30 |
+40 |
+50 |
°F |
-40 |
-22 |
-4 |
+14 |
+32 |
+50 |
+68 |
+86 |
+104 |
+122 |
20. Сокращения: "K-Jetronic" - "K-J"; "KE-Jetronic"
-"KE-J"; "L-Jetronic" - "L-J"; "LE-Jetronic"
- "LE-J" и т.д.
оглавление/ назад/ вперед
|