..:: SAAB FAQ :: Общие вопросы :: Статья из Автопанорамы #3 2001г. ::..
"Приготовьтесь к сильным ощущениям, это - аэроволны", - ежедневно мы слышим
этот призыв с телеэкрана в рекламном ролике одноименной жевательной
резинки. В течение нескольких десятилетий шведский автопроизводитель Saab
предлагает автомобильной публике подобные "аэроощущения". Марка, по-
рожденная авиационным концерном, всегда гордилась своим родством с
"небесной" индустрией. С 1947 г., когда имя Saab появилось на горизонте
автомобильного рынка, шведы без устали используют авиационную тематику для
пропаганды обособленности своих машин. До последнего времени вся имиджевая
политика Saab строилась на теме "аэро": бесконечные фирменные фо-
томизансцены, в которых машины стоят бок о бок с впечатляющими военными
истребителями родной марки, намеки на "внедрение авиационных технологий
при проектировании новых моделей Saab". Справедливости ради надо сказать,
что мало кто даже из поклонников шведской фирмы верил в какую-то серьезную
связь между сверхзвуковыми истребителями Saab и одноименными машинами
среднего класса. Но за десятилетия с "самолетной" репутацией Saab постепенно
свыклись, она превратилась в стереотип. В самом конце 90-х годов исчезла даже
формальная связь машин Saab с авиацией: сейчас у производителей самолетов и
автомобилей нет ничего общего ни "физически", ни юридически. Но "мания
неба" по-прежнему сильна, и, как всем известно, топ-версии обеих моделей Saab -
9-3 и 9-5 - именуются не иначе, как Aero, а самый "накачанный" спортивный
вариантSaab всех времен - 9-3 Viggen (см. № 9, 1999) назван в честь бывшего
флагмана шведских королевских ВВС.
Неувядающее любопытство в отношении этой мифической "авиационной
визитной карточки" шведского автопроизводителя привело нас, так сказать, к
истокам этого "заоблачного родства". В соответствии с моментом нашим
"лайнером" стал "командир эскадрильи" маленькой гаммы автомобилей Saab -
пышущий "турбосилой" 9-5 Aero (см. № 11, 1999) самого подходящего цвета
Cosmic Blue. Небольшой город Линчепинг в 200 км к юго-западу от Стокгольма
уже три четверти века является оплотом шведского самолетостроения. Еще с 10-х
годов прошлого столетия в Линчепинге учились строить аэропланы, затем к 30-м
годам XX века здесь возникла целая сеть различных авиапроизводств. И в 1937 г., а
время было серьезным - надвигалась Вторая мировая, шведские власти решили
упорядочить и монополизировать свою национальную авиапромышленность. Так
2 апреля того же года возникла Svenska Aeroplan Aktiebolaget - Saab Как видите,
весьма произвольная аббревиатура, говорят, было несколько других "буквенных"
вариантов, так что, как часто бывает, нынешнее славное имя автомобильной
цивилизации возникло совсем случайно, и никакой мудреной философии (как,
например, у названия марки конкурентки-соотечественницы Volvo) тут нет.
Дальше все развивалось тоже банально: во время войны новоиспеченный
производитель самолетов трудился не покладая рук. Затем спрос на военную
авиапродукцию, разумеется, резко упал, основное производство осталось в
Линчепинге, а высвобождающиеся мощности другого завода в Тролльхеттане,
где тоже строили истребители, решили перепрофилировать. В те годы авиа и
автоиндустрия отстояли друг от друга еще не столь бесконечно далеко, как сего-
дня, поэтому самым логичным выбором гражданской продукции стал
автомобиль. Тут начинается уже общеизвестная, многократно описанная история
развития автомобильной марки Saab, но после визита в Линчепинг, в сердце
сегодняшней авиамонополии Шведского Королевства, познакомившись с
авиабизнесом под логотипом Saab, мы пришли к выводу, что судьбы обоих
направлений шведского производителя в чем-то схожи.
Небесная индустрия
Шведы всегда крайне бережно относились к своему пресловутому нейтралитету и
продолжают ужасно им гордиться. Так что и собственные военные самолеты, и
автомобили марки Saab всегда преподносились как обеспечение
"государственной независимости в промышленности". Гордо и хитро, но
космополитическая жилка у скандинавов еще сильнее чувства обособленности,
так что оба Saab всегда удивляли неоднозначностью своего поведения: и авиа-,
автоподразделение долгое время увлекались массовыми заимствованиями
технических решении у зарубежных лидеров Кстати, уж не в автомобильной
точно, но в авиационной отрасли, без сомнения, СССР всегда был мировым
лидером, так что модели самолетов Saab 40-50-х годов являли собой "творчески
переработанные" идеи наших авиаконструкторов, хорошо "сдобренные" лицензи-
ями, и просто копирование американских истребителей. Но при этом шведы
упорно твердили о "самобытности и скандинавском эксклюзиве". Также и с
экономической стратегией утверждая приоритет "независимости", тотально
зависели (и зависят) от экспорта своей продукции И если для машин Saab с
первых лет существования завода жизненно важным рынком стали США,
самолеты Saab прекрасно подошли для "политических коллег" Швеции - таких же
нейтрально настроенных небольших государств Постоянными покупателями
истребителей Saab были развивающиеся страны Латинской Америки, Азии,
Африки, а в последние годы и Восточной Европы Австрия, Чили, Тунис,
Финляндия, Дания, не говоря уже о самой Швеции (здесь самолеты Saab -
монополисты) - авиационный Saab стал массовым производителем истребителей-
бомбардировщиков для тех стран, которые по политическим мотивам не хотели
обращаться ни к СССР (России), ни к НАТО Так что сразу после признанных
лидеров - США, СССР и франко-германо-британского альянса - шведы очень
уверенно вписались в мировой рынок вооружении Маленькая фирма небольшой
неqтральнои страны на коммерческом поприще вовсю соперничала с державами-
властительницами мира"' Забавно, но на мировом рынке военных самолетов
шведский Saab держал и держит куда более значительную долю рынка, чем
автомобильный Saab на своем поле "битвы"'. Другой общей чертой фирм был и
остается минимальный модельный ряд Авиационный Saab неизменно, из
поколения в поколение, производит одну модель многоцелевого истребителя Ко-
нечно, модели меняются, но, ряд остается "моногамным". Сосредоточив свои
усилия на одном типе многоцелевого ("переднего края"), самолетостроители Saab
тем не менее в итоге к 60-м годам приблизились, а сегодня находятся на высшем
мировом уровне в своем классе. Новейший многоцелевой истребитель JAS 39
Gripen выпускается в количестве 40-60 машин в год, и отнимает неплохой кусок
пирога у американских и российских авиапроизводителей. Кстати, по-английски
Gripen (птица гриф) звучит как Griffin, а, как известно, люкс-варианты
автомобилей Saab тоже носят это имя!
"Чтобы я ушел из авиации?!"
Впрочем, не стоит уж совсем считать связь автомобилей Saab с авиатехникой
надуманной. Даже сегодня машины Saab по-прежнему продолжают удивлять
характерным дизайном "наклоненной" к водителю центральной консоли
передней панели, а это решение было в свое время навеяно именно дизайном
щитка приборов истребителей Saab. Еще одно чисто "военно-воздушное"
решение - знаменитый турбонаддув мотора 9-5 Aero имеет функцию "over-boost",
то есть на короткое время при разгоне турбокомпрессора избыточное давление
увеличивается с 1 до 1,4 бар, обеспечивая резкий рывок. Это редкое решение в ав-
томобилестроении полностью аналогично общераспространенному форсажу
(или afterburning) у боевых самолетов. Но совсем уж курьезно, что буквально
недавно, когда оба Saab окончательно расстались и зажили самостоятельной
жизнью, автомобильное подразделение Saab пригласило шеф-инженером по
эргономике... вышедшего в отставку ветерана шведских королевских ВВС Дага
Кальденфорса, 20 лет летавшего и доводившего истребители Saab! Задача
Кальденфорса - "максимальное внедрение передовых авиационных разработок в
эргономике автомобилей Saab!" Как шведов "манят небеса"! Как заманчива
перспектива перенять самые "хай-тек"-раз-работки у самолетостроителей или
хотя бы пропагандировать подобную связь (по-прежнему!).
Любопытно, что первым делом группа инженера-летчика-испытателя
Кальденфорса уделила внимание адаптации... авиационного джойстика-
штурвала, чтобы заменить традиционный автомобильный руль. "Штурвал
прекрасно работает, более удобен и четок, чем рулевое колесо, но... проблема в
том, что клиенты абсолютно к этому не готовы, - говорит Кальденфорс. - Быть
может, через 10-15 лет в ряды автовладельцев вольются нынешние подростки из
поколения Nintendo, и для них этот джойстик-руль будет как родной?" Пока же
шведские "авиаторы" ломают голову над... автопилотом для машин Saab. На
полном серьезе!
...Судьба по-прежнему неразрывно связывает оба Saab (и их страну).
Автомобильный Saab, как известно, полностью принадлежит американскому
General Motors. Самолетостроительная марка Saab, хотя все еще контролируется
семейством всемогущих Валленбергов, но уже всецело входит в британский
концерн British Aerospace. Да и само шведское государство решило отказаться от
нейтралитета -вступление в НАТО не за горами. Разница только в том, что
авиационный Saab отвоевал себе гарантированное место "в небесах", в числе
лучших мировых авиастроителей и приносит немалые прибыли, автомобильный
же экс-собрат по-прежнему борется за свое особое место в сегменте элитных
автомобилей бизнес-класса. Пока его успехи на этом поприще признают только
завзятые поклонники,тотальное же большинство потребителей машин этого
класса выбирают все, что угодно, только не машины Saab. Да и результаты
финансовой деятельности Saab год от года доставляют головную боль бухгалте-
рам General Motors, отчего и модельный ряд марки включает по-прежнему две
модели
Но шведы не унывают: когда-нибудь и четырехколесный Saab должен
"воспарить в поднебесье" мировых продаж, в конце концов, у обеих марок по-
прежнему одинаковая эмблема. И на ней все тот же грозный шведский гриф.
Аэроволны не затухают!
Иван Веснин
P.S. Еще более успешно, чем бизнес с многоцелевыми истребителями, у
авиационного отделения Saab идут дела с гражданской продукцией. Правда, в ее
модельном ряду тоже всего один самолет -двухмоторный винтовой Saab 2000,
рассчитанный на 50 пассажиров и предназначенный для местных авиалиний. Это
один из самых распространенных в мире нереактивных пассажирских самолетов,
его используют практически все известные авиакомпании. Мы не стали включать
этого "небесного тихохода" в компанию со сверхзвуковыми истребителями. Saab
2000 "пригодится" для съемки с полноприводным универсалом на базе 9-5,
который должен появиться вскоре!
|