Объем двигателя: 2,0 литра
Мощность двигателя: 100-175 (в 16-клапанной турбо-версии) лошадиных сил
Коробка передач: 5-ступенчатая, механическая
Расход топлива, литров на 100 км: городской цикл - 11-15, трасса - 9-10
Немецкие автогиганты любят утверждать, что именно в Германии производятся самые надежные автомобили. С этим утверждением категорически не согласны их японские конкуренты. Последние годы, как ни странно, достаточно надежные автомобили стали выпускать во Франции, да и Америка не прочь вписаться в этот базар. И только шведы хранят гордое, чуточку презрительное молчание, не опускаясь до бесполезных споров. Они-то знают: самые надежные агрегаты всех времен и народов - это шведские.
Мы говорим "партия" - па-а-адразумеваем "Ленин"! Когда в разговоре упоминается "самый стильный журнал для настоящих эстетов и офигенно крутых чуваков" - понятно, речь идет о "Хулигане". А при словах "шведский автомобиль" перед глазами первым делом встает "Volvo". Но если ты надеешься, что речь пойдет о каком-нибудь вольвешнике - обломись. Поскольку есть в Швеции и еще одна конторка, делающая классные автомобили. Называется она - SAAB.
Их бин Сааб
Вообще-то говоря, компания SAAB, основанная в 1937 году, отродясь считалась производителем авиационных двигателей, причем двигателей очень нефиговых. Собственно, само название SAAB - это аббревиатура от "Svenska Aeroplan Aktiebolaget". Первым самолетом, выпущенным на заводах компании, стал немецкий бомбардировщик Junkers Ju86. Ясен перец, делали его по немецкой лицензии. Но когда Вторая мировая подошла к концу, стало понятно, что на одной лишь военной авиации не выживешь. Начались эксперименты - компания выпускала катера с алюминиевыми корпусами, грузовики, мотоциклы и даже сковородки, но в итоге было принято решение сделать ставку на автомобили. Первые модели разрабатывались той же командой инженеров, которая создавала боевые самолеты. Над дизайном работал чел, ставший впоследствии легендой - Сикстен Сасон. Неудивительно, что первые SAABы немножко напоминали самолеты - и внешним обликом, и темпераментом, и даже пропеллером на эмблеме.
900 турбо
Шли годы и десятилетия... В истории SAAB были успехи и неудачи, культовые модели и позорные провалы. А потом наступил 1983 год - именно тогда начался выпуск нашего героя, маленького, но очень гордого SAAB 900 Turbo. Собственно говоря, базовый вариант SAAB 900 увидел свет в 1978 году, но лишь пять лет спустя публике была представлена модель 900 Turbo 16S, пришедшая на смену легендарному 99 Turbo. Последними цифрами своего названия эта птичка обязана оснащенному системой турбонаддува 16-клапанному четырехцилиндровому движку мощностью 175 лошадей. Его прелесть в том, что турбонагнетатель SAAB характеризуется невысокой вращательной массой, благодаря чему может начинать работу на очень малых скоростях двигателя. Нетрудно догадаться, что автомобиль при этом обладает нефиговым запасом мощности, что весьма актуально при обгонах. Правда, есть грех - двигло малость шумновато. С другой стороны, из-под капота будет раздаваться не жалкое кряхтение подыхающего ишака, а басовитый рев, почти как у истребителя.
К тому же SAAB 900 Turbo отличается на редкость стильной внешностью. Представь себе блестящего лондонского денди в безупречном костюме и начищенных ботинках, но при этом с прической в стиле "ирокез" и кольцом в носу. Так вот, SAAB 900 Turbo - что-то из той же оперы. Прелесть в том, что подобный винегрет смотрится на удивление гармонично. Кстати, манерными трехлучевыми литыми дисками, ставшими одним из символов SAAB, впервые были оснащены именно 900 Turbo.
Кататься
Лошадка - резвая. Турбодвигатель позволяет лихому джигиту, оказавшемуся за рулем SAAB 900 Turbo, развить скорость за 200 км/час. Вот и шути после этого над природной неторопливостью скандинавов. Правда, если ты будешь ездить на таких скоростях - на бензин будет уходить не меньше, чем на штрафы. Прелесть же SAAB 900 Turbo еще и в том, что это тебе не дурной "Porsche", - на нем можно и ползти в пробке со скоростью сильно беременной черепахи, ощущая себя в полном комфорте. Руля - который, кстати, реечного типа - наш герой слушается надежно и уверенно, правда, управление чуть тяжеловато, вертеть баранку одним пальцем будет непросто. Без гидроусилителя достаточно быстро погибает кардан рулевого вала, но менять его - геморрой не из самых лютых.
Коробка передач - пятиступенчатая механика. Честно говоря, она маленько староватого образца. Сцепление - удивительно мягкое даже на совсем стареньких и заезженных пепелацах. Некоторые саабовладельцы жалуются, что 3 и 4 передачи периодически вылетают на ухабах. Кстати, SAAB 900 Turbo довольно сложно угнать, поскольку замок зажигания, будучи выключенным, блокирует и КПП. А находится замок зажигания, между прочим, в фирменном саабовском месте - как раз в районе тоннеля между передними креслами. И владельцы СААБов плюются, когда им говорят, что замок зажигания под рулем удобнее. Они-то правду знают...
Холодно? Холодно!
Добавляет радости саабовладельцу и то обстоятельство, что шведы не понаслышке знакомы с проблемой холодов. Это тебе не Германия с Японией... А перед соотечественниками позориться нельзя - вот и делают буржуи так, что завестись в тридцатиградусные холода - какашка-вопрос. Да и электрика не боится холодов и сырости. И печка мощнейшая. Правда, по ходу дела, может глюкнуться обогрев сидений, но эта беда с полтычка лечится умелыми ручками, вооруженными паяльником.
Висим-с
Подвеска у SAAB 900 Turbo висит так, как тебе и не снилось. Просто-таки здорово висит. А если серьезно, то передняя подвеска крепится на двух поперечных рычагах и пружинах, а зависимая задняя - на двух продольных. Шаровые опоры и сайлент-блоки - практически вечные, хоть на наших дорогах всякое может случиться. Надежность подвески - на 5 баллов, поскольку ломаться там практически нечему. Амортизаторы меняются путем откручивания двух гаек, пружины - и вовсе без всякого откручивания.
Купил?
Если ты стал счастливым владельцем SAAB 900 Turbo, приготовься к тому, что в эксплуатации он недешев. Конечно, если тебе, тьфу-тьфу-тьфу, достался хороший, ухоженный и не слишком убитый агрегат, то он будет ездить и не капризничать. Но любой ремонт выльется в немалые деньги на запчасти: на СААБовских разборках комплектуха к 900 стоит прилично, и, как правило, самое необходимое в наличии отсутствует. А всевозможные расходники, типа рулевых наконечников, стоят в несколько раз дороже аналогов для, к примеру, Фолькса. Швеция недалеко, так что любую фигню в случае острой необходимости можно заказать на родине автомобильки. Только стоить это будет до соболезнования много... Скажем, накрывшийся характерным местом нагнетатель турбины и связанные с этим геморрои могут обойтись тебе дороже, чем покупка автомобиля. Так что телефоны разборок все-таки прибереги.
Траблы
Из характерных траблов можно вспомнить регулярно ломающиеся дворники - железная нога, передающая усилие с правого рычага на левый, погибает смертью храбрых. Не отличается излишней прочностью пластмасса, из которой сделана панель приборов - она имеет дурацкую привычку трескаться при любом ударе, а иногда и без него. Кроме того, достаточно часто не выдерживает российских дорог глушитель - который, впрочем, можно поставить и от "Волги". (Ага! А двигатель - от УАЗа... Мы - за аутентичность! - прим. ред.) И даже если автомобиль не ломается, он все равно требует ухода и заботы. Так, не вздумай экономить на масле и лить минералку. Говорят, что если машина прошла несколько сотен тысяч километров, синтетика может повредить изношенный движок - но, поверь, это полная фигня. Моторесурс у SAAB всем врагам на зависть, 300-400 тыщ верст без капремонта - как два пальца об асфальт. Правда, есть одна гнусная подстава. Если предыдущий владелец был жмотом и гробил автомобиль минералкой - придется и дальше ею пользоваться. Если же ты попробуешь налить синтетику - высока вероятность того, что внаглую потечет турбина. Это связано с тем, что минералка уже закоксовалась в подшипниках турбины, заодно выступив в качестве затычки. Синтетика быстренько промоет остатки закоксовавшейся минералки - и опаньки, начался потоп. Кстати, наличие турбины говорит о том, что масло надо бы менять почаще - эдак через каждые 7 тысяч километров пробега.
Коррозия металла
В плане стойкости к ржавчине SAAB 900 Turbo заслуживает исключительно добрых слов - впрочем, как и любой другой пепелац этой фирмы. Авиационные традиции, великолепная шведская металлургия, суперская краска, все такое... Железо толстое, почти как на "Победе", да и скрытых полостей практически нет. Кроме того, все несущие элементы - проветриваемые, благодаря чему не только не ржавеют, но и не воняют. Шутка. Вот только нижняя часть дверей рано или поздно может загнить. Если этого еще не произошло - не поленись обработать уязвимые места антикором, и можно спать спокойно, ржавчина тебе не страшна. Кстати, кузов SAAB 900 Turbo очень надежен не только в плане коррозии, но и при всяких форс-мажорах типа лобового столкновения. Да-да, если ты окончательно решил, что твоя птичка - маленький самолетик, причем подбитый врагом, и вознамерился срочно взять кого-нибудь на таран, то у тебя есть шанс выжить. Мощные защитные брусья в руках обеспечат тебе надежную защиту в критические дни...
Сааб капитулирен нихт!
Настал 1989 год - и компания SAAB фактически перешла в руки американского концерна "General Motors", что не могло не сказаться на характере выпускаемых автомобилей. Не миновали изменения и SAAB 900 - новое поколение этой модели было спроектировано в Калифорнии, причем основой послужил "Opel Vectra", детище немецкого автогиганта "Opel". Результат, не спорю, был неплох, но - эти машины перестали быть настоящими SAABами. По крайней мере, так утверждают истинные поклонники марки. Впрочем, по их мнению, настоящими SAABами не являются и все последующие модели. "Какой-то дурацкий гибрид пижонских американцев и голимого опелевского ширпотреба" - это самая мягкая характеристика, которую можно услышать от них в адрес новых моделей. И, по ходу, они правы - нынешние пепелацы SAAB, бесспорно, являются великолепнейшими автомобилями, но они уже не просятся в небо... А вот этот SAAB 900 Turbo - просится.
В общем, классная тачка. Быстрая, мощная, комфортная и надежная. Недаром авторитетный журнал "Road & Track" включил Saab 900 Turbo в десятку лучших автомобилей 1980-х годов! Дороговата в обслуживании, есть грех, - но чего ж ты хотел от самолета!
Георгий Михайлец
Журнал Хулиган, номер #009
|